Туристическая карта Египта
Отдых в Каире
Проживание
Экскурсии
Питание
Как прожить на двести долларов?
Турист в Каире
Турист в Египте больше чем турист
Знаменитые рынки Каира
Искусство торговаться
Египетский папирус – лучший сувенир
Современный Каир
Районы Каира
Музеи Каира
Каирский музей
Город мертвых
Исламский Каир
Исламский музей
Музеи Цитадели
Цитадель
Мухаммед Али: возрождение империи
Мухаммед Али: великий реформатор
Цитадель: след Саладина
Саладин
Мамлюки
Мечети Каира. Часть I: арабо-коптская архитектура и аль Азхар
Мечети Каира. Часть II: ибн Тулун, Амр и аль Хаким
Мечети Каира. Часть III: аль Муайяда и Баб Зувейла
Мечети Каира. Часть IV: Хасана и Рифаи
Комплекс Калауна и аль Насира
Халиф аль Хаким
Христианский Каир
Коптский музей
Монастыри Каира. Часть I. Поклонение Святому Георгию
Монастыри Каира. Часть II. Монастырь Святого Самаана (Город мусорщиков)
Русский Каир
Русские следы в Каире
Святой Георгий

Цитадель

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.cairo-city.info
© Stratomedia, Inc.

Цитадель истории

Почти тысячу лет царствует над Старым Каиром величественная Цитадель, увенчанная тонкими, устремленными в небо минаретами мечети Али Мухаммеда. Задуманная Саладином, победителем крестоносцев, крепость семьсот лет служила государственной резиденцией египетских правителей, не теряя при этом своего стратегического и военного значения. Для малолетних мамлюкских султанов она стала роскошной тюрьмой, для самих мамлюков – местом последнего на земле пира, для Египта – символом обретения национальной государственности во времена Мухаммеда Али. Каждый правитель вносил в облик Цитадели свои черты, и сегодня она безмолвно рассказывает туристам свою историю, продолжая главенствовать над Старым городом и открывая посетителям грандиозную панораму каирского мегаполиса. Цитадель занимает огромную территорию, размером около восемнадцати гектаров, включает дворцы, казармы, склады, музеи и мечети.

Цитадель Саладина

Автор идеи, великий полководец Салах ад Дин, известный в европейской литературе как Саладин, всю свою жизнь посвятил победе над крестоносцами и изгнанию их из Африки. Попутно он создал великую империю, которая распалась после его смерти. Он первым из мусульманских правителей объединил египтян вокруг одной идеи, хотя и мало бывал в стране, проводя свою жизнь в военных походах. При нем было начато строительство Цитадели, возведены главные стены, другие постройки внутри крепости, и восстановлен старый акведук, снабжавший крепость водой. В ту эпоху Цитадель играла в жизни Каира ту же роль, что и Кремль играл в жизни средневековой.

Цитадель аль Камиля и Франциск Азиззский

Преемник Саладина, его племянник султан аль Камиль впервые перенес в Цитадель официальную резиденцию главы государства. Он продолжал дело своего дяди и успешно отражал атаки крестоносцев на североафриканском побережье Средиземного моря. С его именем связано предание о визите святого Франциска Азиззского в лагерь египетских войск. Во время нападения рыцарей на Дамьетту, в их обозе находился святой Франциск, который пришел на Восток, чтобы проповедовать мир. Он не боялся смерти и был наслышан о благочестии египетского султана аль Камиля, а потому храбро отправился в его столицу. Говорят, что их встреча состоялась в южной части Цитадели, там, где сейчас расположены дворцы аль Гуахара.

«Святой Франциск сказал правителю, что пришел с целью обратить его самого и его людей в христианскую веру, не зная о том, что в окружении аль Камиля было немало советников-коптов и он был хорошо знаком с учением Христа. Султан был очарован простотой и благородством этого человека, явно отмеченного Божьей благодатью. Но когда Святой Франциск предложил, что он войдет в горящий огонь и, если выйдет оттуда живым, сам султан и все египтяне перейдут в христианство, аль Камиль уклонился, от этого предложения, сказав, что игра со смертью не является убедительным доказательством истинности веры. Он сказал: «Молись за меня, чтобы Господь открыл мне наиболее угодные ему закон и веру». Затем, предложив дары, от которых Святой Франциск отказался, султан дал ему сопровождающих и велел со всеми предосторожностями отвести обратно в лагерь крестоносцев» (М. Хааг).

К сожалению, построек, связанных с эпохой правления Айюбидов, династии, основанной Саладином, в Цитадели практически нет, за исключением разве что участков стены. Все основные постройки крепости были построены позднее, когда к власти в Египте пришли отборные воины-рабы – мамлюки.

Цитадель мамлюков и ранних османов

Мечеть аль Насира

Следы мамлюков в Цитадели можно увидеть с правой стороны центрального двора, осмотрев мечеть султана аль Насира. Мечеть носит явные следы персидского влияния, что неудивительно, учитывая, что во время строительства мечети мамлюки активно дружили с персами. Эти персидские следы и в витых минаретах, и в их луковичных маковках, и в фаянсовом декоре. Купол же напоминает древние постройки Самарканда и Бухары. Большое впечатление производит михраб мечети (молельная ниша, обращенная к Мекке), богато украшенная золотом и мрамором.

«Мечеть султана Насира отделана камнем двух цветов, что редкость в Каире. Но главная ее архитектурная особенность – минареты. Они выложены цветными фаянсовыми изразцами. Такого нет ни в одной другой мечети города. Дело в том, что мечеть Насира строил архитектор из иранского города Тебриз, а там в ту пору изразцы были в моде. Большинство колонн мечети были определенно взяты из более древних сооружений. На капители третьей колонны справа от входа вырезан христианский крест» (В. Беляков).

Мечеть, как и большинство средневековых мечетей Каира, не имеет крыши, только аркады вдоль стен. Сооружение не кажется большим, но может вместить одновременно до пяти тысяч верующих. В настоящее время в мечети не проводятся богослужения, но она открыта для туристов.

Проделки «злобного» Селима

В целом же мечеть выглядит довольно грубой и несколько неухоженной. Так случилось, потому что в свое время османский султан Селим I Явуз повелел содрать с мечети мраморную облицовку и вывезти ее в Турцию. Селим был первым османским султаном, который устанавливал турецкое правление в Египте. Его правление, по сравнению с предшествовавшим мамлюкским, означало большие послабления для крестьян, что было дальновидным политическим шагом и позволило османом легко закрепиться в Египте. Но для мамлюков оно стало настоящим проклятием: не все они смогли остаться в живых, а тем более сохранить государственную службу, которая была их единственным источником пропитания. Свое же прозвище «Явуз» Селим получил за особенности характера и приемы, которые он использовал для достижения своих политических целей.

«Явуз» в переводе с турецкого означает «плохой», «злобный», «жестокий». Эти качества султана проявились в полной мере, когда он, будучи еще принцем, объявил войну своему отцу и брату. Любимыми методами политической борьбы Селима были шелковый шнурок для удушения, меч палача и яд, которым, например, он отравил собственного отца и многих других родственников. При дворе султана Селима Явуза в обиход вошло неблагоприятное пожелание, сродни проклятью: «Чтоб тебе стать визирем у Селима!», которое означало «Чтоб ты сдох!».

С другой стороны, именно эти качества в сочетании со смелостью и авантюризмом позволили Селиму одержать победу над мамлюками, тоже коварными и жестокими, но, как оказалось, не такими коварными и жестокими, как Селим. В своей войне с мамлюками Селим пользовался поддержкой иудеев и коптов, недовольных жестокой политикой и жадностью мамлюкских правителей. Победив мамлюков, Селим перевез резиденцию халифа из Каира в Стамбул, что означало конец гегемонии Египта в мусульманском мире. Вместе с резиденцией в Стамбул переехала и облицовка мечети аль Насира в Цитадели.

Находясь в Цитадели можно посмотреть мечеть Сулеймана Паши, сына Селима Явуза. Мечеть построена в начале XVI века, вскоре после завоевания Египта османами. Мечеть небольшая, но богато декорированная. Особенно красивым считается инкрустированный михраб. Здесь же расположены гробницы эмиров и членов их семей: женские надгробия обозначены жезлами с цветочным узором; мужские – тюрбанами или шляпами.

Кроме, собственно, мечетей аль Насира, Сулеймана Паши и расчищенных археологами руин «полосатого» дворца Каср аль Аблак, в Цитадели почти не осталось следов Средневековья, другие достопримечательности датируются в основном периодом Мухаммеда Али и более поздними временами.

Цитадель Мухаммеда Али

Жизнь, судьба, политическая карьера и достижения на поприще государственного управления этого выдающегося правителя Египта, албанца по национальности, заслуживает отдельного рассказа, так как его правление заложило основы современной государственности Египта. И если вы хотите понять современный Египет, вам просто необходимо понять, как он формировался в течение тех десятилетий, в которые страной управлял Мухаммед Али. Поэтому мы предлагаем вам прочитать рассказ о его правлении в отдельной статье «Мухаммед Али: возрождение Египта» (адрес статьи на сайте), здесь же мы кратко бросим туристический взгляд на мечеть его имени и связанную с Цитаделью историю об уничтожении мамлюков.

Последний пир мамлюков

На протяжении столетий мамлюки, хотя и утратили политическую власть над Египтом, продолжали оставаться влиятельной политической силой, благодаря своим воинственности и бесстрашию. Осознавая свой потенциал, они регулярно доставляли неприятности османским правителям, устраивая заговоры, провоцируя конфликты, захватывая отдельные территории страны. Османские правители всячески пытались нейтрализовать влияние мамлюков, однако и внутри их армии возникали разнообразные группировки, например, янычары, сильным было также и влияние беев. Все это не способствовало сплочению и монолитности османской армии, чем весьма умело пользовались мамлюки. Образно говоря, несмотря на то что сил на переворот у мамлюков не хватало, они были постоянной головной болью для османов. Поэтому, когда к власти пришел Мухаммед Али, он решил избавиться от этой «занозы».

Османский правитель решил покончить с мамлюками раз и навсегда. Для этого он пригласил на праздничный обед в Цитадель то ли сто восемьдесят, то ли пятьсот мамлюков (здесь данные историков разняться), в общем, всех самых влиятельных их представителей. После праздничного обеда, на котором стороны выразили почтение друг другу в самых изысканных восточных выражениях, на выходе из Цитадели мамлюки попали в засаду, устроенную по приказу Мухаммеда Али, что также не противоречило духу восточных традиций. Все они были убиты, а в последующие дни в Каире были убиты еще тысяча мамлюкских воинов. Так Мухаммед Али раз и навсегда покончил с мамлюками и стал единоличным правителем Египта, хотя формально он и подчинялся Стамбулу.

«Это произошло 1 марта 1811 года, когда последние влиятельные мамлюкские беи со своими отрядами (всего около пятисот человек, из них двадцать четыре бея) после парада в Каирской Цитадели по случаю начала военной кампании против ваххабитов Аравии были блокированы между внутренними и внешними воротами крепости. По условному сигналу (хлопок в ладоши Мухаммеда Али) оказавшиеся в западне мамлюки были полностью уничтожены бойцами специально подготовленного к этой операции албанского отряда, которые сразу же после резни в Цитадели рассеялись по Каиру. Они врывались в дома только что убитых ими мамлюков и расправлялись с членами их семей» (Е. Зеленев).

Многим знакома картина, висящая сегодня во дворце Маньял на острове Рода в Каире, где изображен мамлюкский воин, прямо на лошади прыгающий со стены Цитадели. Картина впечатляет, но сюжет ее – вымышленный, так как на самом деле данный конкретный мамлюк спасся лишь потому, что просто не явился на последний пир.

Экскурсия по мечети Мухаммеда Али

Мечеть Мухаммеда Али (середина середине XIX века) стоит на самом высоком месте Цитадели, которая сама возвышается над городом. Тонкие, похожие на иглы минареты мечети видны из любой точки Каира и часто фигурируют на путеводителях и открытках, иллюстрируя рассказ о Цитадели. Немного южнее мечети, сохранился «Дворец сокровищ» или Дворец аль Гуахара, где выставлена коллекция предметов быта, мебели, посуды и одежды XIX века, относящихся ко времени правления Мухаммеда Али.

Более 500 лет принципы византийской архитектуры служили основой при строительстве большинства османских мечетей. Мечеть Мухаммеда Али – грандиозное сооружение, напоминающее Софийский собор в Константинополе. «Молитвенный зал мечети представляет собой квадрат со стороной более сорока метров, а высота купола достигает пятидесяти двух метров. Сквозь цветные витражи окон льется неяркий свет. Масштабы подавляют. Человек, пришедший туда, кажется себе ничтожно малым – каким он, впрочем, и является перед лицом вечности» (В. Беляков).

Примечательным экспонатом мечети считают громадные часы, подаренные правителю королем Луи-Филлипом, которые, к сожалению, так никогда и не заработали. Часы были подарены в обмен на гигантский обелиск времен фараонов, который сегодня украшает Площадь Согласия в Париже. Интересно также посмотреть на фонтан для омовений, украшенный так богато, что некоторым он напоминает яйцо Фаберже.

Сама мечеть тоже богато декорирована, стены покрыты алебастровыми панелями, за что мечеть получила прозвище «алебастровой». «Созвездие подсвечников и круглых ламп освещает арабские письмена в стиле «тулут», украшенный золотом михраб и два минбара, один из которых отделан алебастром, а другой выполнен в довольно неожиданном здесь стиле «ар нуво» (путеводитель ROUGH GUIDES «Египет»). В одном из углов мечети расположена гробница самого Мухаммеда Али, который был похоронен здесь со всеми почестями, приличествующими его статусу великого правителя и реформатора. Кстати, Мухаммед Али в свое время предсказал, что его потомки останутся у власти, пока будут жить в Цитадели, и как только потомок Али Исмаил-паша переехал во дворец Абдин, династия Мухаммеда стала клониться к закату.

Другие достопримечательности Цитадели

Цитадель – это большой исторический комплекс, включающий кроме мечетей еще и другие объекты. Здесь расположен целый «букет» музеев, иногда весьма неожиданной специализации. Например, здесь вы сможете посетить Национальный музей полиции, Военный музей, Музей садов, Музей карте, Музей конфискованных ценностей, о которых мы расскажем в статье «Музеи Цитадели».

Литература:

  • Хааг М. История Египта / Пер. с англ. – М.: Астрель, 2009.
  • Беляков В. В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2008.
  • Зеленев Е. И. Мусульманский Египет: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.